Никита Игнатченко (nik_ignatchenko) wrote,
Никита Игнатченко
nik_ignatchenko

Categories:

Трейлер «Алфавита Гринуэя» — почти покадровый анализ

Вечером 21 ноября в амстердамском «Кинотеатре Тушинского» состоялась скромная премьера фильма под названием «The Greenaway Alphabet» — «Алфавит Гринуэя», или, если быть точнее, «Гринуэевский алфавит». Фильм о живущем в Амстердаме режиссере, художнике и писателе Питере Гринуэе сняла его супруга Саския Боддеке, но в значительной степени своим появлением «Алфавит» обязан юной Зое Гринуэй, дочери Питера и Саскии. Вот что сообщает синопсис с сайта амстердамского фестиваля документального кино, в рамках которого прошли первые показы «Алфавита»:

«Искусство есть жизнь, а жизнь есть искусство» — таков девиз режиссера Питера Гринуэя, чьи увлечения были, подобно бабочкам, схвачены и преподнесены в алфавитном порядке — подход, идеальный для Гринуэя-энциклопедиста. Из интимных бесед с его впечатлительной шестнадцатилетней дочерью Зое мы узнаём ответы на многие вопросы, возникающие при знакомстве с персоной Гринуэя. Начинают они с буквы «А», которая означает Амстердам, но которая могла бы, как предполагает Зое, означать аутизм. Не знающие предела творческие способности Гринуэя, его непринужденный поток слов и страсть к коллекционированию неизбежно наводят на подобную мысль, и Гринуэй такую характеристику принимает с гордостью. Игривые разговоры порой подводят к болезненным темам: мы слышим, что прошли годы с тех пор, как Гринуэй видел двух других своих детей. А позже, доведенная до слез, Зое просит его хоть раз перестать разговаривать как комментатор. Непосредственные вопросы Зое добираются до самой сути Гринуэя, что дает возможность его жене, мультимедийному художнику Саскии Боддеке, сделать крайне личный портрет не только Гринуэя-художника, но и Гринуэя-отца, пытающегося победить время.


Другой синопсис немного дополняет предыдущий:

— «А» значит алфавит.
— Нет, «А» значит аутизм. Папа, ты аутичен. Ты даже не смотришь мне в глаза, когда я с тобой говорю. У тебя нет друзей!
— Может и так, но тогда у меня не может быть и врагов.
...Питер, запечатленный в битве с временем: его планы больше, чем его будущее.


22 ноября авторы фильма опубликовали трейлер, в котором мы видим Гринуэя таким, каким еще никогда не видели:



Каждая сцена этого поразительного и трогательного ролика таит в себе целую историю. Давайте посмотрим на трейлер пристальнее и изучим каждый кадр в отдельности. Все картинки кликабельны: разглядывайте и наслаждайтесь.


Итак, самый первый кадр. Зое и Питер Гринуэи. Они сидят в саду Рейксмузея, а именно в той его части, что находится рядом с главным входом в музей. Справа видна стеклянная теплица.




Питер рисует буквы с помощью трафаретов.



Гринуэй использует трафареты на протяжении всей своей творческой карьеры, но конкретно этот шрифт он стал использовать с середины 1990-х. В конце 1990-х — начале 2000-х Гринуэй часто оформлял им инсталляции и афиши. Шрифт регулярно мелькал в «Чемоданах Тульса Люпера», а еще им пронумерованы вопросы в «Я обвиняю!»



© http://www.volumina.net/portfolio-articoli/incontro-con-greenawaya-parma19-22-ottobre-2000/


Питер и Зое смотрят на Рейксмузей с Музеумплейн — музейной площади, которая в действительности огромный газон.




Окна художественной студии Питера. Студия расположена на чердаке, и Питер время от времени напоминает нам в интервью, что из окон видно башни Рейксмузея : )




Грин делится с дочкой секретами профессии. Из малозаметных деталей интересны книги с именами Жоржа де Ла Тура и Яна Вермера на корешках. Эти художники оказали огромное влияние на картинку полнометражных фильмов Гринуэя, может, даже наибольшее — но это тема для отдельного полноценного исследования. Справа виден край полотна самого Питера Амстердамского.




Глаз живописца. Похоже, Питер больше других людей боится потерять зрение. Многие сцены из «Ночного дозора» предстают в новом свете. Да и финал «Контракта рисовальщика» тоже.




Непонятная и забавная сцена: Питер и Зое в сапогах баламутят воду в пруду перед Рейксмузеем. Зачем Питеру трость? Запомним стаю деревянных уток.




Еще один «офтальмологический» кадр.




Кадры истории Лота из «Гольциуса и Пеликаньей компании», поверх которых идет сцена из «Эйзенштейна в Гуанахуато».




— Зачем ты смотришь в камеру?
— Чтобы построить конфликт с твоей аудиторией.




В фильме «Пешком до Парижа» Константин Бранкузи во время своего путешествия сооружает скульптуры из материала, предлагаемого окружающей природой. На морском побережье в Уэльсе Зое и Питер в подражание Бранкузи строят свои скульптуры.




Уайтфордский маяк на северо-западе полуострова Гауэр, Уэльс. Отсюда открывается вид на Атлантический океан. Лет десять назад Питер говорил, что хочет снять в Уэльсе самый потрясающий пейзаж из всех, что он когда-либо видел. Не есть ли это то самое место?




Собственно «Алфавит Гринуэя» — это экспериментальная работа, состоящая из 26 коротких рассказов для Зое, прочитанных Питером на фоне и под светом проекций его рисунков и картин.



Целиком фильм можно было увидеть этой весной на большой и интересной выставке «Части тела» в испанском городе Мурсия.



© http://latamuda.com/peter-greenaway-en-la-sala-veronicas


Снова сад при Рейксмузее. Питер и Зое в маленькой теплице. Кое-где пишут, что в теплице растет салат для музейного кафе.




Вопросы, вопросы, вопросы... На фоновых рисунках хорошо видно, как Питер изображает траву — этот «органический» стиль он разработал еще в 1960-е.




Судя по всему, кабинет Питера. Кипы бумаг, бинокль на столе — для наблюдений за природой? Справа видно несколько тех самых уток из сцены у пруда.

Питер был и остается большим поклонником современной художественной литературы. Если верить интервью, его прежние дома были просто забиты книгами. И слева мы видим несколько пейпербеков, пару из которых можно опознать. Это триллер «Девушка в поезде» и исторический роман Роберта Харриса «Помпеи». Обе книги, кстати, переведены на русский.

Но самое любопытное — это большой и толстый том с белой обложкой, на которой угадывается заголовок «Walking to Paris». Это, очевидно, рукопись самого Гринуэя, и в ней наверняка, как всегда делает Питер, в мельчайших подробностях описаны все похождения Константина Бранкузи.





© http://bookandacuppa.blogspot.ru/2014/09/robert-harris-pompeii.html


«Мне нравятся картины, испытавшие влияние окружающей среды, демонстрирующие собственное старение и изношенность, зачастую нуждающиеся в реставрации. Временами я думаю о себе как о реставраторе, а не как о художнике. Мне нравится сама идея чего-то, что было прежде. Были случаи, когда, с жалобой на повреждения, я получал картины назад, тогда как эти повреждения были нанесены мной. Я восхищаюсь разрушенной римской настенной живописью и постоянно ее ищу. Огромным удовольствием для меня может быть гибель беллетризированных Помпей. Мне нравится представлять как археологи извлекают на свет мои картины после того, как они долго хранились в неподходящих условиях».




Судя по ровной линии горизонта, это где-то в Нидерландах : )



Сразу возникают ассоциации с местом под названием «Л’Эскарго» из фильма «Зет и два нуля».




Даже такая, на первый взгляд, крайне минималистичная живопись нуждается в натуре.




Вспоминают ли о фильм-мейкерах после смерти? Сцена из «Эйзенштейна в Гуанахуато».




Зое и Питер в Ауде Керк, Старой церкви в Амстердаме. Они у могилы Саскии ван Эйленбюрг, первой жены Рембрандта ван Рейна. 29 — вероятно, номер захоронения, но это также возраст, в котором умерла Саския. А еще это одно из любимых чисел Питера.

В Старой церкви были сняты многие сцены фильма «Дитя Макона». В те дни, видимо, под влиянием съемочной площадки, Гринуэй начал параллельно работать над фильмом «Саския», но он остался незаконченным. Что-то из тех задумок вполне могло попасть в «Ночной дозор», а пару лет назад Гринуэй рассказывал о проекте фильма «Жены художников» — о супругах Рембрандта и Вермера. Также у Гринуэя есть картина под названием «Могила Саскии», но доступная нам репродукция никуда не годится, поэтому просто ограничимся упоминанием.




«Ночной дозор», художник и заказчики. Еще малоизвестные Тоби Джонс и Мартин Фримен.

Как известно, спустя годы после завершения от картины Рембрандта была отрезана значительная часть холста, на чем Гринуэй выстроил целый конспирологический сюжет. Для съемок был реконструирован первоначальный вид картины. Фильм, по Гринуэю, кинематографически эквивалентен творению Рембрандта. Например, нехватает части сцен (хотя они и были сняты), из-за чего возникает перекос в композиции. Ограничена пределами самого ван Рейна театрализованность материала. А изображение во время пост-продакшна было затемнено, чтобы соответствовать усилившейся с веками черноте полотна «Ночного дозора».




Один из самых больших страхов Питера Гринуэя — стать немощным и впавшим в маразм стариком.




Буква «D», означающая смерть. За ней проступает голова одной из мумий, снятых Гринуэем и его оператором-постановщиком Рейниром ван Брюммеленом в Гуанахуато в декабре 2013-го.




Наверное, самый известный кадр из снятых Гринуэем.




Энтомологический инструмент: баночки-морилки.



Кажется, Гринуэй так и не оставил коллекционирование насекомых. Вот что он говорит в 1992 году:

У меня по-настоящему большая коллекция насекомых, составленная из экземпляров, найденных мной практически во всех уголках Британских островов. Я собирал эту коллекцию лет до двадцати пяти или двадцати шести, но как только у меня появилось стремление пополнять ее все более редкими видами, я понял, что это становится опасным, что эта охота — не что иное, как охота за крупной дичью в миниатюре. Я сказал себе, что если я не остановлюсь, то в конце концов стану содействовать процессу уничтожения видов и убью последнего белого носорога из мира жесткокрылых Йоркшира. И тогда я решил с этим покончить. Однако я не бросил свою коллекцию, она мне по-прежнему интересна. По-моему, это качество присуще мальчику, герою фильма «Отсчет утопленников».

Журнал «Искусство кино», № 2 за 1994 год.


Драматичные кадры: Питер бросает вызов одной из своих главных фобий — страху утонуть.




Яд для морилки.

Возможно, по степени погружения в науку энтомологии Питер Гринуэй не уступает Владимиру Набокову. Но лепидоптерологические исследования Набокова печатались своевременно и давно изучены специалистами, тогда как гипотетические труды Гринуэя не публиковались никогда. В этом он, похоже, повторяет судьбу собственного отца, оставившего огромное количество бумаг по орнитологии: Гринуэй-старший, умерев в 63 года, так и не успел привести их к академическому виду.



Будет уместным приложить пару кадров из фильма «Дом начинается с Эйч». Лето 1973-го. Питер Гринуэй в отпуске.



Определитель видов и булавки — с тех пор ничего не поменялось : )




Бабочке снится, что она Питер Гринуэй.




Трейлер заканчивается.




В самом начале производства «Алфавита» предполагалось, что снимет его постоянный помощник Гринуэя Рейнир ван Брюммелен. Но в готовом фильме он присутствует только в благодарностях.



«Алфавит» частично профинансирован нидерландской теле- и радиовещательной сетью «NTR» и формально снят для документального цикла канала «NPO 2» «Час волка» (Het Uur van de Wolf). Новые передачи в этой линейке выходят регулярно, так что мы наверняка уже очень скоро увидим «Алфавит Гринуэя» полностью.


Никита Игнатченко



P. S. Подписывайтесь на наши страницы в «Фейсбуке» и «ВК». Там много интересного:

https://vk.com/luperologia

https://www.facebook.com/luperologia
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments